Центр розвитку та популяризації Корейської Культури в Україні
Казахстан и Республика Корея: на пути к стратегическому партнерству
Казахстан и Республика Корея: на пути к стратегическому партнерству

Казахстан и Республика Корея: на пути к стратегическому партнерству

Герман Ким
д.и.н., профессор. ГНС КИСИ при Президенте РК

Геополитическое положение Казахстана, его прочная политико-экономическая система, богатство недр, Таможенный союз с Россией и Белоруссией, Единое экономическое пространство, программа ФИИР;  транспортный коридор «Западный Китай – Западная Европа», наличие численно значимой корейской диаспоры – вот далеко не полный перечень объективных причин для того, чтобы Южная Корея воспринимала Казахстан как стратегического партнера в таком важном для нее регионе как Центральная Азия.

В свою очередь для Казахстана, имеющего свои государственные  интересы в АТР и  Северо-Восточной Азии, важно развивать прочные отношения с Южной Кореей, занимающей одну из лидирующих позиций в своем регионе.

Взаимовыгодное сотрудничество двух стран предопределено тем, что оно началось с «чистого листа» и не отягощено  никаким историческим прошлым.  Национальные экономики носят взаимодополняющий характер и не конкурируют друг с другом. Фенотипы,  менталитет, древние обычаи и верования (шаманизм), и даже язык казахского и корейского народа весьма схожи и носят родственный характер. Взаимный имидж и восприятие имеют  исключительно  позитивный характер.

20-летие дипломатических отношений: этапы развития и нынешнее состояние.

За прошедшие 20 лет отношения между двумя странами прошли в своем развитии  несколько этапов. Первый этап (первая половина 90-х гг. ХХ века) включает в себя становление экономических отношений, формирование договорно-правовой базы. Содержанием второго этапа (вторая половина 90-х гг. ХХ века – первая декада текущего столетия) явилось расширение внешнеэкономических связей и выдвижение Казахстана в качестве основного для Кореи партнера  в центрально-азиатском регионе. Для наступающего третьего этапа характерны перспективы  стратегического партнерства, предполагающего особый характер сотрудничества во всех сферах взаимоотношений.

В политическом диалоге между двумя странами важную роль сыграли             государственные визиты Президента РК Н.А. Назарбаева в Республику Корея в 1995, 2003, 2010 гг., президентов Республики Корея Но Му Хёна в 2004 г. и Ли Мен Бака в 2009 г., 2011 г.; премьер-министров Хан Мен Сук в 2006 г. и   Хан Сын Су в 2008 году, а также других официальных лиц.

Фундамент для плодотворного и динамичного развития отношений между двумя странами был заложен в Декларации о сотрудничестве от 15 мая 1995 года, подписанный президентами Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым и Республики Корея Ким Ен Самом.

За период с 1993 по 2009 гг. валовой приток прямых инвестиций из Кореи в Казахстан достиг 4 млрд. долл. (3,7% от общего объема привлеченных инвестиций). В конце 1990-х гг. южнокорейские инвестиции  составляли порядком 500 млн. долларов США, тем самым Южная Корея заняла второе место после США.

Новый этап  казахстанско-южнокорейских отношений начинает свой отчет со встречи Президентов Н.А. Назарбаева и Ли Мен Бака в Астане в мае 2009 года, в апреле 2010 г. в Сеуле и в августе 2011 г.  вновь в столице Казахстана. Главы двух государств согласились, что отношения между двумя странами выходят на уровень стратегического партнерства.  Стратегическое партнерство, как следует понимать,  системно охватывает весь комплекс двухстороннего сотрудничества и  оно должно приобрести  всеобъемлющий характер.

В ближайшее пятилетие предполагается приток южнокорейского капитала в размере до 5 млрд. долларов по  оптимистичному  сценарию и около 3 млрд. – по нижней планке ожидания. Новый этап вызвал к жизни создание при АО “Самрук-Казына” Казахстанско-Корейского Делового Совета.  Первое заседание его казахстанской стороны прошло 18 января в Астане. Одобрен проект устава, план работы и список инвестиционных проектов. Эти и другие поступающие проекты будут  рассмотрены и утверждены на совместном заседании Делового совета, которое состоится 14 февраля в Алматы.

Перспективы стратегического сотрудничества между Казахстаном и Южной Кореей. Перспективы дальнейшего развития сотрудничества между Казахстаном и Южной Кореей зависят от ряда важных факторов, которые условно можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы, влияющие на казахстанско-южнокорейское сотрудничество. Реальных угроз извне, способных внести раскол или нанести ощутимый ущерб двухсторонним отношениям – нет. И все же, внешние факторы имеют место быть, поэтому их надо знать и понять, как они могут сработать. Существенные, если не кардинальные перемены в  состояние отношений между Казахстаном и Кореей  может вызвать фактор региональной и национальной безопасности.

Сохранится ли стабильная ситуация на Корейском полуострове и Центральной Азии?  Последние события в межкорейских отношениях, смерть Ким Чен Ира, непредсказуемость действий нового лидера Северной Кореи; вывод американской армии из Ирака и Афганистана, политическая  нестабильность в соседних с Казахстаном странах все это вызывает беспокойство, как в Астане, так и Сеуле. Бесспорно, что региональная безопасность в Центральной Азии является важным внешним фактором успешного продвижения южнокорейского бизнеса и инвестиций в  Казахстан.

Другим внешним, в то же время и внутренним фактором  казахстанско-корейского сотрудничества стала активная экономическая интеграция стран  Таможенного союза, идущего по пути создания единого экономического пространства. В этой связи вероятность столкновения экономических интересов Росси, Китая и США в Казахстане очевидна и как следствие не исключается попытки дестабилизации внутренней ситуации в стране.

Руководство центрально-азиатских государств предпринимает усилия по привлечению крупных южнокорейских инвестиций в экономику своих стран. Здесь может сработать закон сообщающихся сосудов, когда увод крупного корейского капитала в Узбекистан или Туркменистан станет для Казахстана потерей выгодных возможностей.

Теперь несколько слов о внутренних факторах прогрессирующего  развития стратегического партнерства Казахстана и Южной Кореи. Для Казахстана одним из главных внутренних детерминант, несомненно, является  Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР). Прямые иностранные инвестиции должны стать основным источником для реализации планов по диверсификации и повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Для Южной Кореи, в кратко и среднесрочной перспективе будет  иметь большое значение смена руководства и правящей партии. Президент Ли  Мен Бак, нацеленный на интенсификацию сотрудничества с Казахстаном оставит свое кресло в текущем  году, без права повторного срока. Сумеет удержать власть правящая  (консервативная) партия Великой страны (Ханнарадан)?  Кто возглавит ее –  Пак Гын Хе, дочь бывшего южнокорейского лидера Пак Чжон Хи или профессор Сеульского национального университета  Ан Чхоль Су?  Придет ли на смену правящей вновь образованная крупнейшая  левоцентристская  Объединенная Демократическая партия. Она появилась на закате ушедшего года как альянс главной оппозиционной Демократической партии (Минчжудан),  Партии гражданского единства  и Федерации корейских профсоюзов. К ней намерены присоединиться и другие политические партии и движения, о чем заявила на прошлой неделе лидер новой партии г-жа Хан Мен Сук.

Как известно НДП «Нур Отан» подписало меморандум о сотрудничестве с нынешней правящей партией Ханнарадан, состоялись два межпартийных Форума «Казахстан и Корея» в Сеуле 2010 г. и в Астане 2011 г.  Опыт такого сотрудничества следует продолжить. Для этого необходимо в ближайшем будущем наладить контакты с Объединенной Демократической партией, которая уже в конце этого года может изменить свой оппозиционный статус на правящий. Своевременное подписание меморандума о сотрудничестве подобно вышеупомянутому даст основание для проведении Третьего Форума, после чего такое межпартийное сотрудничество станет традиционным, ежегодным.

Как отразится смена власти в Сеуле на перспективах казахстанско-корейских отношений?  Априорно предполагается, что прочные, но не стратегически важные  отношения сохранятся на ближайшие годы. Астана и Сеул будут сотрудничать по некоторым вопросам, игнорируя друг друга в большинстве остальных случаев.

На новом этапе назрел вопрос о реструктуризации сложившейся структуры товарообмена между Казахстаном и Южной Кореей, которая  выходит за рамки экспортно-импортных операций, ибо для ее реализации  необходимо производить в Казахстане товары, способные конкурировать на мировых рынках. Задача архисложная, учитывая интервенцию китайских товаров, конкуренцию  с  высокотехнологичной продукцией западных стран и с российскими производителями.

На протяжении всех 20 лет южнокорейский бизнес пытался пробиться в сырьевой сектор Казахстана, в особенности в нефтегазовый и отчасти в жилищное строительство. Сегодня потоки южнокорейских инвестиций постепенно смещаются в энергетику, машиностроение, аграрный сектор, IT – технологии и оказание услуг в сфере образования и  медицины.

Вызывает озабоченность тот факт, что среди южнокорейских предпринимателей громче стали раздаваться голоса о трудностях и проблемах ведения бизнеса на казахстанском рынке, о коррупции, о жестких иммиграционных правилах.    На страницах южнокорейских газет и других СМИ появляются материалы  негативного характера, наносящие ущерб имиджу Казахстана.  Это негативно сказывается на притоке новых инвестиций. Следует обратить внимание на этот вопрос, провести встречи с дипломатическим корпусом Республики Кореи в Казахстане, лидерами  южнокорейских ассоциаций, федераций и объединений с целью выявления проблем и упреждения формирования негативного имиджа Казахстана. Целесообразно к этой работе привлечь корейскую диаспору в лице Ассоциации корейцев Казахстана для разъяснения южнокорейским гражданам в Казахстане проводимой в нашей стране внутренней и внешней политики.

Быстрый и качественный прогресс в сотрудничестве между двумя странами ожидаем  и желаем, однако вряд ли возможен в ближайшем будущем, ввиду отсутствия эксклюзивных специальных двухсторонних договоренностей. С казахстанской стороны не сделано предложений, от которых южнокорейским партнерам было бы сложно (невозможно) отказаться. А корейская сторона не может решиться на крупные проекты, выжидает более удобный момент и благоприятные условия и при этом, как показал опыт, уже дважды упускали периоды  высокой доходности инвестиций, возможность занятия прочных позиций на рынке Казахстана.

Подводя итоги можно вкратце сформулировать следующие выводы и рекомендации:
Для укрепления стратегического партнерства  между Казахстаном и  другими зарубежными странами, включая Южную Корею необходимы следующие меры:

Во-первых, уточнить стратегические цели и внешнеполитические приоритеты. Для этого нужно разработать и принять соответствующие правительственные документы.
В-вторых, нужно провести инвентаризацию отношений со стратегическими партнерами. Речь идет о детальном анализе текущего состояния и перспектив сотрудничества Казахстана со странами, объявленными ее стратегическими партнерами.

В-третьих, необходимо организационно укреплять стратегическое сотрудничество. В этом плане представляются конструктивными следующие шаги.

•    Углублять политический диалог со стратегическими партнерами на высшем уровне. Это будет содействовать укреплению доверия, предупреждению конфликтов, урегулированию кризисных ситуаций в двухсторонних отношениях, принятию и реализации оперативных решений.

•    Привести в соответствие с приоритетами и объемами задач – статус, структуру и численность государственных органов, обеспечивающих сотрудничество со стратегическими партнерами. Если отношения с теми или иными государствами определяются главой государства в качестве  стратегических, то на этих направлениях должны концентрироваться лучшие организационные и кадровые ресурсы страны.

•    Сформировать постоянно действующие каналы сотрудничества между государственно-политическими, предпринимательскими, научными и творческими элитами стратегических партнеров.
•    Усилить информационное обеспечение развития стратегического сотрудничества. Формировать позитивный образ стратегического партнера, в том числе и так называемой «четвертой властью», т.е. средствами массовой информации.

•    Создать при профильных министерствах совместные казахстанско-корейские комиссии, которые периодически проводили рабочие совещания и постоянно поддерживали двухстороннюю связь.

•    Следует шире использовать корейскую диаспору в лице ее организации – Ассоциации корейцев Казахстана в целях сближения и тесного сотрудничества в области культуры, образования, гуманитарных обменов и т.д.

•    Необходимо развернуть работу Общества дружбы «Казахстан-Корея», так как в течение всех двух десятилетий она практически не проводилась. В то время как активная его деятельность в сотрудничестве с параллельными обществами в Южной Корее смогла бы внести существенный вклад в взаимную пропаганду укрепления и расширения дружбы между двумя странами, основанной на культурно-ментальной близости казахского и корейского народов.

1.К официальному визиту Президента Республики Корея Ли Мён Бака в Казахстан. АСТАНА. 12 мая. КАЗИНФОРМ. http://inform.kz/rus/searchtag/68/9
2.Создан Казахстанско-корейский деловой совет.   http://www.invest.gov.kz/
3.Хан Мён Сук: Цель Объединенной демократической партии – победа на парламентских и президентских выборах. http://world.kbs.co.kr/russian/
4.Корейская диаспора  в  стратегическом партнерстве Казахстана и Южной Кореи.  – Известия корееведения в Центральной Азии.  Алматы, 2010, No. 9 (17),  с. 30-42.
5.О стратегическом партнерстве см. подробнее: Ким Г.Н.  Стратегическое партнерство в современных международных отношениях. – Analytic, 2011, № 4, с.40-53

Источник: kore-saram.ru

Залишити відповідь