•  

    Minjae Lee. "nothing" dsc_9027-1 img_0646 Корейский ансамбль "Unyul mask dance group" в Корейском культурном центре Ханбок - национальная одежда корейцев orl4865
  • Древний Чосон

    История Древнего Чосона

    Первое государство, ставшее предшественником  ранних корейских государств первых веков христианской эры, основанное предками корейцев, называлось Древний Чосон.

    Нет никаких свидетельств того, что территория Древнего Чосона входила в состав китайских владений, или того, что Древний Чосон находился в вассальной зависимости от Китая.

    До объединения Китая под властью династий Цинь и Хань Древний Чосон имел, по существу, отношения только с непосредственно граничившим с ним китайским королевством Янь (период с IV в. до н. э. до 222 г. до н.э). С ослаблением Чжоу, в то время когда Янь получило возможность вести самостоятельную политику, первой жертвой его экспансии на востоке должен был стать Древний Чосон.

    Чосонский правитель, носивший титул ху (от кит. «хоу»), понимая это, также решил вести активную внешнюю политику. Он провозгласил себя ваном (королем) и собирался начать войну против королевства Янь. Однако до военного столкновения дело не дошло, т.к. была достигнута договоренность о взаимном ненападении.

    Королевство Янь, входившее в семерку основных китайских королевств, было одним из самых слабых среди них. Однако, как только происходило сколько-нибудь заметное усиление Янь, оно обращало свой взор на восток.

    Так, после того как Янь в составе коалиции одержало победу над царством Ци в 283 г. до н.э., королевство нанесло поражение Чосону, в результате чего государство лишилось значительных территорий к западу от Манбонхана, на которых были созданы китайские округа. Но в 240 г. до н.э. королевство Янь само оказалось под угрозой гибели, и в это время Чосон вернул себе западные земли.

    В 222 г. до н.э. Янь пало под ударами королевства Цинь, и чосонские земли перешли под контроль последнего. Более того, после постройки Великой стены войска Цинь, перейдя р. Пхэйшуй (кор. Пхэсу), вновь нанесли поражение Древнему Чосону и захватили еще часть его территории.

    Как только в Китае началась гражданская война, в 209 г. до н.э. Чосон перешел в наступление и захватил восточные земли Янь, однако после объединения Китая под властью династии Хань граница между ним и Древним Чосоном была установлена по реке Пхэсу.

    В 194 г. до н.э. власть в Чосоне захватил выходец из Китая Виман. Он прибыл в страну в 195 г. до н.э. и ему было доверено управление западными чосонскими землями, населенными китайскими эмигрантами. С этого времени между Китаем и Древним Чосоном установились мирные отношения на основе формального вассалитета. Соглашением оговаривалось, что Чосон обязывается охранять пограничные земли Китая от набегов варварских племен, но в то же время не должен препятствовать установлению свободных контактов вождей этих племен с Китаем.

    В 128 г. до н.э. произошел инспирированный китайцами мятеж одного из местных чосонских правителей Намнё, в результате которого земли Намнё были отделены от Чосона и перешли к Китаю, получив название округа Цанхай (кор. Чханхэ), хотя через три года этот округ пришлось упразднить. В результате попытки китайцев отторгнуть часть чосонских земель отношения Чосона с Китаем резко обострились. Правивший в это время в Чосоне ван Уго (внук Вимана) не только ни разу не являлся ко двору императора, но пресекал всякие попытки связей с Китаем соседних племен, а также принимал много китайских беженцев.

    Таким образом, соглашение о вассалитете практически не выполнялось. Китайский император Уди в 109 г. до н.э. направил в Чосон посла Шэ Хэ с целью восстановить соглашение, однако требования китайцев были отвергнуты ваном Уго. Тогда китайцы решили спровоцировать конфликт. На обратном пути, достигнув границы у р. Пхэсу, Шэ Хэ вероломно убил начальника чосонского эскорта Чана (в награду за этот поступок был назначен императорским наместником в Ляодуне). Возмущенный Уго тут же направил отряд войск в поход на Ляодун и расправился с Шэ Хэ. Таким образом, повод для войны был создан.

    Осенью того же года Уди двинул на Чосон большую армию. Однако после ряда поражений он решил направить к Уго посла. Уго принял мирные предложения и в знак доброй воли передал китайцам 5 тысяч лошадей и военное снаряжение, а также отправил наследника к китайскому двору. Но в ходе инцидента на пограничной реке Пхэсу, когда направлявшийся в Китай наследник заподозрил угрозу со стороны китайских полководцев, мирные переговоры были прерваны.

    В следующем году (108 г. до н.э.) военные действия возобновились, и китайские войска осадили столицу Чосона — Вангомсон. Летом, в ходе осады, чосонский ван Уго был убит. Наместника Сонги, возглавившего после него оборону, постигла та же участь и, в конце концов, столица пала.

    На территории Древнего Чосона были образованы четыре китайских округа: Чэньфань (кор. Чинбон), Лолан (кор. Аннан), Сюаньту (кор. Хёнтхо) и Линтунь (кор. Имдун).

    После разгрома Древнего Чосона корейские племена, лишенные своей государственности, были отброшены назад в своем социально-политическом развитии и оказались на более низкой стадии политической организации, чем во времена Древнего Чосона. В дальнейшем, на рубеже веков христианской эры, на Корейском полуострове начали формироваться три ранних корейских государства — Когурё, Пэкчэ и Силла.

     

    Культура Древнего Чосона

    С Древним Чосоном обычно связывают культуру литья и изготовления оружия из бронзы, распространенную в начале — середине I тыс. до н.э. на территории Маньчжурии и характеризующуюся изготовлением коротких мечей скрипкообразной формы.

    Технология производства оружия и бытовых принадлежностей времён Древнего Чосона находилась на весьма высоком уровне, не уступающем китайскому. Изделия, принадлежащие этой культуре, предполагают особую специализацию ремесла и высокую профессиональную подготовку мастеров.

    В поздний период истории Древнего Чосона получили распространение орудия из железа, изготовленные как с помощью литья, так и ковки.

    Основой экономики Древнего Чосона было, повидимому, земледелие — выращивание конопли, проса, ячменя, пшеницы и других культур. Развито было также коневодство, хотя оно и не имело значительного веса в структуре сельского хозяйства.

    О социальном строе Древнего Чосона сведения практически отсутствуют, и судить о нем можно только по косвенным данным, да и то весьма немногочисленным.

    Во всяком случае, бесспорным является тот факт, что существовала наследственная власть монарха — вана, имевшего постоянную резиденцию в столице Вангомсоне. Существовал ряд других городов и крепостей.

    О государственном аппарате Древнего Чосона судить трудно, скорее всего, по причине его отсутствия. В Древнем Чосоне существовал кодекс из восьми так называемых запретительных статей.

    Из этих статей до нас дошло содержание лишь трех. Согласно первой из них, убийство каралось смертной казнью, вторая требовала компенсации зерном за причинение телесных повреждений, а третья содержала наказание за воровство. По этой статье, человек, совершивший кражу, должен был стать рабом того дома, где было совершено преступление. Семья его тоже, по-видимому, обращалась в рабство. При этом, однако, за обращенным в рабство за кражу сохранялось право выкупа за значительную сумму.

    Существование подобных статей свидетельствует о стремлении правителей защитить безопасность личности и имущества своего народа, хотя вряд ли стоит переоценивать их значение (тем более что ничего не известно о применении всех этих мер ответственности).

    О семейных отношениях также ничего не известно. Можно предположить, что среди остальных пяти статей была и статья, регулирующая семейные отношения, поскольку после слов об отсутствии воровства говорится о том, что жены были верными и добродетельными.

    В целом, Древний Чосон был, по-видимому, раннегосударственным образованием с зачатками аппарата управления, государственных правовых норм.

    В нем существовали: наследственная монархическая власть, социальное неравенство, товарные отношения (на предполагаемой территории Древнего Чосона найдено несколько кладов с китайскими монетами; возможно, они имели хождение среди населения страны за отсутствием собственных денег), хотя о развитых товарно-денежных отношениях говорить не приходится.

    Корейский Культурный Центр работает на WordPress
    RSS статей и RSS коментариев.
    Designed in