Фольклорный танец – традиционная художественная форма, занимающая центральное место в иерархии культуры. Фольклорный танец это выражение реалий народной жизни фермеров, рыбаков, торговцев.
Поскольку происхождение танца это непрерывное развитие создаваемое в длительном процессе, он не создан определенным человеком, а может считаться «народным». Поэтому фольклорный танец не сохранялся в оригинальном виде, а претерпевал изменения в зависимости от региона и местной культуры.
Церемониальные и религиозные танцы базировались на традициях религии, но трансформировались в условиях буддизма и конфуцианства. С точки зрения зрелищности, танец прошел этапы изменения от обрядового танца до боевой, игровой и художественных форм. Также были заимствованы и видоизменены элементы иностранного танца.
Народный танец возник из обрядовой и религиозной культуры. Поскольку танец, выполняемый на религиозной церемонии превращается в представление для людей, во времена правления династии Корё, обрядовые танцы приобрели боевую художественную форму.
В период династии Чосон фольклорный танец обрел фермерские мотивы, стал более зрелищным и артистичным.
Фольклорный танец нес функцию вознесения молитв, поощрения коллективного труда и взаимовыручки и также имел развлекательную функцию. Выражение народного сознания в движениях легко увидеть в деревенских представлениях “Дэдончже”.
“Дэдончже” это религиозная церемония, устраиваемая жителями деревни и построенная на молении богов о благословлении всей деревни. После церемонии жители устраивали гуляния, которые не ограничивались простыми играми, а представляли собой целую церемонию объединения духов предков с духом, оберегающем деревню. Истоки танца можно найти и в бытовой жизни крестьян. В основу взяты движения , которыми пытались снять напряжение во время работы в поле.
Исторически народные танцы сложились в процессе коллективного труда. После работы все жители деревни учавствовали в развлечениях, которые и стали первым этапом возникновения коллективного сознания. Факт и то, что танцы с масками. Фольклорные танцы, танцы с песенным сопровождением несли и религиозный смысл. Такие танцы несли в себе функции заложения основ для формирования общиннх отношений.
Народный танец несет в себе функцию выражения горестей и душевных эмоций крестьянской жизни. Посредством танца можно было передать широкий спектр эмоций. Чтобы вызвать смех людей в танцах зачастую высмеивались горбуны и карлики, также изображались животные: черепахи, журавли. Функция выражения в танце помогала людям зарядиться эмоциями.
/Нонак чхум/ танец фермеров
Нонакчхум — это танец, где сочетается азартный характер и динамичная музыка. Все участники представления были танцорами. Этот танец можно разделить на 2 вида : танцы с использованием головного убора и прявязанной к нему ленты, и танец с элементами движения рук и ног. Первый вид танцев из-за быстрых и точных движений головы носит воинственный характер, второй же вид танца содержит более размеренные движения.
Буддистские обрядовые традиционные танцы
Танец Бопко (танец перед статуей Будды с постукиванием в маленький барабан)
Как один из традиционных обрядовых танцев буддизма, как бы защищая “учение Будды”, этот танец несет значение заклинания для просветления и очищения. Танец исполняют держа в двух руках тарелки из латуни. Тарелками из латуни дотрагиваются до земли, тихо размахивают ими, или кружат над головой, этим самым создаются простые движения. Энергичность танца можно почувствовать благодаря быстрым движениям вперед назад и вращениями.
Танец Наби (“Танец бабочек”)
Танец Наби символизирует “учение Будды”, является самым значимым среди традиционных обрядовых танцев буддизма. Не имея определенных правил, он исполняется с музыкальным сопровождением колокольчика, деревянных колотушек, барабанов др. инструментов, в нем нет быстрых движений. Его особенностью является спокойное и медленное исполнение и почти полное отсутствие движений плечами или головой.
Ритуальные шаманские танцы
– Чичон чум (шаманский танец с бумажной лентой)
Танец, исполняемый в юго-западных районах при осуществлении ритуала изгнания злых духов, в руках у шаманки длинная бумажная лента, призванная очистить плохую карму умершего.
– Кхаль чум (танец с мечами)
Типичный военный танец. Исполняется при помощи длинных и коротких мечей, в основе которого размашистые движения мечами призваны отгонять злых духов или передавать веления богов.
– Тхоболлим чум (танец перемещения души)
Шаманский танец, исполняемый в провинции Кёнгидо. Танец исполняется для вхождения в ритуальный экстаз при подготовке к встрече с духами. Это танец перемещения души, в руках шаманки длинная белая лента, которой она поднимает душу умершего в царство вечного блаженства.
– Муён (танец веселья)
Танец веселья исполнялся в чайных домиках девушками-кисен. Музыкальная школа первоначально была основана при дворе китайской династии Тан, в которой преподавали основы танца и музыки. В Корее музыкальная школа кёбан впервые появился в период Бохайского государства, а в период государства Корё выполняла обязанности по исполнению песен и танцев. В эпоху Чосон распространилась культура чайных домиков. С упадком королевского дома Чосон кёбанчон был ликвидирован, но танцы исполнявшиеся в чайных домиках пережили различные изменения и сохранились.
– Сынму (танец монаха)
Сынму принято считать сущностью корейского танца, но его история не столь продолжительна. Предположительно, истоки танца основаны на воспроизведении религиозных обрядов. Исполняется под буддистские и народные напевы.
– Сальпхури чум (танец шаманки)
Сальпхури в шаманизме используется как термин, объединяющий ритмы шаманской музыки. В танце шаманки прослеживается глубокая связь с шаманизмом, но конкретная хореография танца отличается в зависимости от целей, преследуемых шаманкой. Среди традиционных танцев он отличается наибольшей долей импровизации. Наряду с буддистским танцем Сынму передается в различных версиях в зависимости от принадлежности к определенному течению. Типичным примером являются танец шаманки в юго-западных районах и танец шаманки в райнах Кёнгидо.
– Ханнянму (танец бездельника)
Танец ханнянму исполнялся на представлениях коллектива мужского коллектива.
В танце сатирически описывается бездельник-аристократ, слуга, монах, соблазняющие кисен. Танец признан памятником духовной культуры под номером 3 и сохранился в провинции Южный Кёнсан.
–Танец горбатой старухи
Танец иммитирующий походку сгорбленной старухи с палкой, волосы у нее всегда всклочены, глаза смотрят строго вдаль.
–Танец тортиллы
Звуковой танец, где соединены групповые движения и таней одного героя. Этот танец где комедийно передается сексуальное поведение женщины. Герой стоит в центре круга совержая движения непристойные движения тазом и одной рукой. 2-3 человека исполняющие роль тортилы входят в круг запевая песню изображают движения тортилы, Исполняется в одиночку или в паре.
Одиночные танцы
Танец животных
– Танец лягушки.
Танец передразнавающий прыжки животного вверх, и кувырки вперед назад. Иногда изображает сексуальные движения. Исполнялся для вымоления дождя как забава фермеров.
– Танец жабы.
Этот танец сатирически передавал движения жабы или показывал сексуальные движения. Иногда в костюме жабы выступала женщина смешно передавая движения животного. Танец исполнялся с повязанным полотенцем на голове или в одетой наизнанку чогори.
– Танец журавля
Этот танец исполнялся в деревне Янсан провинции Кенсан. Сейчас он сохранился в Тонре (Пусан). Сейчас этот танец входит в репертуар танцевальных коллективов, раньше же это был народный танец. Раньше не существовало специального костюма, но сейчас используют головной убор, и одежду с широкими рукавами изображающими крылья.
– Танец -перекладина
Танец с движениями рук в стороны и вперед. Танцуют с поднятой одной или двумя руками. Руки поднимают с поднятыми ладонями вверх или опущенными вниз. Для этого танца характерны движения рукам в одной линии.
-Мобанчхум
Этот танец высмеивает поведение других людей. Есть танцы высмеивания людей с недостатками, танец иммитации сексуальных движений, танец животных. В подобных танцах очень силен принцип импровизации. Стиль подобных танцев требовал от артистов хорошей пластичности и умений балансировать на весу. В танцы фермеров или в в танцы с масками входили танцы где изображались тигры или медведи здесь имело место влияние тотемизма. Среди танцев высмеивающих людей были танец горбуна, танец карлика итд. Среди танцев иммитирующих животных можно выделить : тинец лягушки, жабы, танец журавля, медведя, утки. Кроме того популярны были танцы иммитирующие сексуальные движения. Среди всех танцев самым художественным можно назвать «танец журавля».
Танец высмеивающий людей
– Танец карлика
Согнув ноги в коленях актер ковыляет под музыку как карлик. Передвигается на трясущихся ногах..
– Танец «стебель ячменя»
Название танца произошло от прямых и резких движений танца. В основном используются движения запястий и щиколоток. Движения танца точные и простые. Исполнялся в основном в районах провинции Чолладо.
– Танец с масками «Бонсан»
Танец с масками «Бонсан» один из характерных танцев региона Хвахедо. Главным образом его исполняли крестьяне и торговцы. Танец образовался путем слияния нескольких стилей. Движения танца широкие, танец подвижный. Исполняется в такт ритмичной музыке.
Танцы любви
-Танец «Ёдон»
Танец состоит из потасовки между мужчиной и женщиной. При этом производят энергичные движения нажней частью тела.
-Танец Ёнду
Этот танец исполняли женщины, где карикатурно изображали зрелых женщин и кисен. Под юбку засовывали руки, тем самым изображая мужской детородный орган, в такт музыке совершали движения иммитирующие акт самоудовлетворения немого.
– Согочхум (танец с малыми барабанами)
В некоторых регионах этот танец называют «бобго». На самом деле «сого» легкий и маленький барабан, удобен для пользования. В зависимости от региона Согочхум исполняли или с крутящимся украшением на головном уборе, с одновременной с игрой на барабане и в белой шляпе, или же исполняли группой. В зависимости от танца барабаны использовались малые или большие.
–Танец с возгласами (народный ритмичный танец)
Танец с возгласами – это групповой танец, исполняемый в основном в середине января и в ночь праздника Чусок. Его особенностью является тесная связь с жизнедеятельностью, его использовали в любое время, особенно во время работы. Смысл танца, судя по архивам, обычный. Особенностью женского танца, как и в танце замужних женщин Кангансулле является то, что должна быть ведущая, которая создает круговое, винтообразное, спиральное движение в танце. Танец с возгласами подразделяется на женский и мужской. В общем это групповой танец в форме хоровода. Самый радостный и воодушевленный танец – это танец женщин. В южных и северных прибрежных районах провинции Чолладо унаследовался танец Кангансулле и Намсенанорара, в г. Ёндок района Кёнбук танец Вольворичончон. Мужским танцем является танец района Джонбук г. Иксан под названием Джиге мокпальчум (танец на лошадях, сделанных из дерева) и танец провинции Канвондо г. Менджу под названием Косари кокки (ломка папоротника) и др.
– Танец замужних женщин Кангансулле
Это игра замужних женщин, унаследованная с юго-западных прибрежных районов провинции Чолланамдо. Обычно совершался на праздники Чусок, а также в середине января. Если полная луна начинала подниматься надо восточными горами молодые женщины и девушки, собираясь на самой большой площади, брались за руки и образовывали хоровод в 20-30 человек и начинали танец Кангансулле. В танце воссоединяются хороводная песня и игра. Медленный танец вначале постепенно перерастает в воодушевленный и ритмичный. Также все вместе принимают участие в играх-танцах Намсеннори, Монсокмальги, Косарикокки.
-Танец с масками Янджупельсанде
Янджупельсанде – это танец с масками, исполняемый в районах Кенги, является одним из видов сатирического представления в масках. Аккомпанируют танцу 6 инструментов, такие как 2 свирели, 1 хегым, 1 барабан джангу, 1 барабан пук и др., кроме этого, используется барабан квенгвари.
-Танец с барабаном Джангу
Танец с барабаном Джангу исполнялся в основном в монотонном ритме. Он был распространен частично в провинции Кеннам и в провинции Чунчон и получил развитие в районе Хонам. В районе Хонам этот танец исполняют, прикрепив барабан на поясе с левой стороны, чтобы он не качался. В основном под ритмичные движения ног, танцоры время от времени бьют в Джангу, жестикулируя при этом.
-Танец Джунпхунтени
Этот танец как бы подражает образу больных, частично парализованных людей. На каждый такт идет перемещение ног. Этот танец исполняется шагами и прыжками, а не на носках. Ритмично двигая в такт Джангу верхней частью туловища, движения рук ограничены.
-Танец Пебультеги
Этот танец исполняется в основном с размахиванием рук вперед и назад, подражая образу женщины после родов. Движение рук и шаги на носках не похожи на движения больного, танцор ведет себя как шут, как бы выдавливая из себя смех.
-Танец с масками
Это комплексный танец, объединяющий в себе остроумный рассказ, песни и движения тела. Но сам танец занимает основное место. Изначально танец с маскаси получил развитие как движение тела для изгнания злых духов в обряде жертвоприношения, связанного с шаманскими обрядами, а затем преобразился в активный и прогрессивный танец. В танце с масками Каменнори г. Каннын появляется образ злого духа, в танце предгорных районов высмеиваются янбаны (корейский дворяне). В настоящее время унаследованный ряд деревенских танцев в масках, таких как Пельсингуттхальнори, Каннынванно, Каменнори, Пукченсаджачуми и др., ряд танцев предгорных районов, такие как Понсантхальчум, Янджусанденори, Тхоненокванде и др. Танец в масках исполняется в разнообразных формах в зависимости от содержания и изображаемых ролей, начиная с сословия буддистских монахов и заканчивая низшим сословием прокаженных и мясников, животными и охотниками, сословием дворян и др. Насчитывается более 80 видов танца с масками.
–Танец Хотхын (“интересный танец” – импровизированный танец без определенных правил, вызывающий интерес)
Танец Хотхын – это своеобразный танец -соло, исполнялся в основном простолюдином, изображает некое щегольство. Танец не имеет определенно установленного образца, в зависимости от людей и районов меняется и название танца и его форма. Но общим является танец с движением плеч. Танец с движением плеч сопровождается покачиванием рук вправо и влево, что напоминает движение при посеве семян. Он также является видом развлечения как шаманские игры, как танцы с песнями во время сельскохозяйственных работ, как игры в масках. Этот танец может исполнятся как индивидуально, когда сам являешься зрителем, также часто несколько человек объединившись исполняют его.
Источник Korea.net