Не будет преувеличением сказать, что художник получил международное признание, если его или ее работы приобретены престижным художественным музеем мира.
Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке недавно пополнил список крупных центров искусства, коллекции которых включают произведения корейской концептуальной художницы Ян Хэге, после Музея современного искусства, Музея искусства округа Лос-Анджелес и Художественного музея Карнеги.
Музей Гуггенхайма купил в октябре работу Ян Хэге «Series of Vulnerable Arrangements – Voice and Wind», которая впервые была представлена на Венецианской биеннале искусств в 2009 году. Композиция из оконных жалюзи, вентиляторов и аэрозолей вызывает работу всех пяти органов чувств и возбуждает любопытство, заполняя пространство ветром, ароматами и голосами.
Ян Хэге встретилась с корреспондентом журнала «КОРЕЯ» в галерее «Кукче» в центре Сеула во время краткого визита в южнокорейскую столицу осенью и сказала, что была рада услышать новость, так как для художника это большое событие, когда его работа приобретается в коллекцию музея. «Это означает, что работа будет поддерживаться в хорошем состоянии, и ей гарантирована сохранность и долгая жизнь. Музей будет показывать ее вновь и вновь на многих выставках. Она будет отличаться от работ, приобретенных индивидуальными коллекционерами, которые обычно исчезают из поля зрения», – объяснила художница.
У Ян Хэге есть уверенность, что творение будет восприниматься в любой экспозиции, на какой бы выставке музей не решил его показать. «Все говорили, что работа слишком приспособлена к конкретному месту, увидев ее на выставке в Венеции. Это было сложным для меня тоже, потому что белый куб, напоминающий аквариум, в Новом музее, который стал следующим местом ее демонстрации, сильно отличался от шумного павильона на Биеннале. Но результат оказался удовлетворительным, музей даже разобрал потолок, чтобы работа могла выделяться», – рассказала Ян Хэге.
Пересечение границ
Ян Хэге родилась в Сеуле в 1971 году, окончила Колледж изобразительных искусств Сеульского государственного университета и продолжила учебу в Школе искусств во Франкфурте, Германия. Немецкая газета «Капитал» в 2009 году включила ее в число 100 лучших художников мира, работающих в жанре инсталляции, вместе с соотечественником Ли Булем. Молодая художница живет и работает попеременно в Сеуле и Берлине.
Ее художественный мир можно в общих чертах представить в виде коллекции знакомых предметов – фары, вентиляторы, инфракрасные обогреватели, жалюзи, вешалки для одежды, аккуратно сложенные бумажные журавлики или раздробленное стекло, но вновь собранное различными способами, чтобы представить незнакомые, вдохновляющие образы. Завершенные работы, в основном в виде инсталляций, но также как картины или скульптуры, передают чувства художника о некоторых людях и происшествиях, и в целом о человечестве, истории и ее воспоминаниях.
Ян Хэге привлекла международное внимание после того как она представляла Корею на 53-й Венецианской биеннале. Она была приглашена в музеи всего мира для участия в групповых и персональных выставках. Некоторые из ее наиболее важных последних выставок включают совместную выставку 2011 года «Стена моря», которую она провела вместе с кубинским художником Феликсом Гонзалесом-Торрессом «Арнольфини» в Великобритании. Персональная выставка 2011 года «Учитель танцев» прошла в Музее современного искусства Оксфорда в Великобритании, а персональная выставка «Art and Technique of Folding the Land» состоялось в Музее искусств Аспен в США.
С точки зрения отношения к труду Ян Хэге упряма и педантична до такой степени, что заставляет ее коллег «страдать», как легко признается сама художница. И в отличие от многих художников, которые предпочитают уединенный образ жизни и скрываются, когда дело доходит до общения с публикой, Ян Хэге очень открыта и откровенна.
Не всегда в форме слов – она свободно говорит на корейском, немецком и английском языках – она выражает свои мысли, но через искусство, написание книг или даже постановку моноспектаклей. Художница написала в 2009 году книгу «Меланхолия – это тоска по абсолютности» и поставила моноспектакль «Недуг смерти» в 2008 году по новелле французской писательницы Маргерит Дюрас, чьи книги оказали влияние на стиль Ян Хэге.
«Художник должен иметь свой собственный язык кроме лингвистического, что-то, что может быть лучше всего выражено через его произведения. Это может быть его отношение или взгляд на мир. Он отличается в зависимости от личности и биографии. Я думаю, что язык – это самое важное для художника», – говорит она.
Отвечая на вопрос о ее разносторонности при сочетании жанров искусства, литературы и театра, Ян качает головой. «Это неправильное понимание. Я не тот человек, который делает или может делать так много разных вещей. Те вещи, которые я делаю, реализуются в различных медиа, но для меня они просто мои работы», – говорит она.
«Это не то, что вы делаете, что должно быть ясным, не просто жанр? Я думаю, материалы и медиа – это то, что должно подчиняться, естественно, тому замыслу, который есть у художника. Есть, конечно, художники, которые действительно концентрируются на средствах и глубоко задумываются о вопросах типа «что есть видео» или «что такое фотографии».
Но я не человек, который сильно ориентирован на медиа. Я просто беру материалы, которые мне нужны в данный момент, нахожусь под их воздействием, пока я полностью их не освою и интерпретирую по-своему, и возвращаю на поверхность. После этого я хотела бы освободиться от этого материала или жанра».
Сообщающееся вдохновение
На первый взгляд работы Ян Хэге могут быть трудны для понимания. Ее выбор материалов, как правило, готовых предметов, доступных в магазинах в любой точке мира, требует объяснения для большинства людей, и является одним из наиболее характерных аспектов ее искусства. Художница вспоминает о том, как материалы, которыми ей приходилось пользоваться в годы учебы на отделении скульптуры в Сеульском государственном университете, совсем не устраивали ее.
«Занятия были очень академичными. Для того чтобы выделиться в своей группе, нужно было уметь по-настоящему хорошо в разбивать камни или разминать глину. Я не была образцом. <Разговор с материалами> или изучение <символов материалов> было не для меня», – признается она.
«Я в основном использую в моих работах материалы, детали, произведенные промышленным способом. Они родились на заводских линиях и уже есть цель и причина, для чего они существует в обществе. Я вмешиваться в центр всего этого».
Ее инсталляция «Manteuffelstrasse 112 – Single and Solid», например, выполнена из алюминиевых венецианских жалюзи, лампочек и радиаторов, имитирующих модели, которые она использует в своем офисе. Собирая товары для домашнего хозяйства, которые имеют отношение к теплу, Ян Хэге материализует концепцию дома без адреса или конкретного местонахождения.
Концепции просты, но удивительны. Для Ян Хэге, которая находит вдохновение в магической вещи, которую трудно распознать в данный момент. «Можете ли вы объяснить каждое решение, которое вы приняли в вашей жизни? Нет. Мы можем казаться разными, но мы такие же. Мы не иностранцы», – смеется она.
Источник: www.infokorea.ru